Сборка электрощита для гаража

05.06.2025
Сборка электрощита для гаража

При сборке электрощита для гаража важно учитывать специфику эксплуатации в условиях повышенных нагрузок, необходимости подключения мощных потребителей, других факторов, усложняющих решение задачи. Стоит подробнее рассмотреть требования, которые предъявляются к подбору комплектующих, правилам подключения и мерам защиты при использовании гаражного вводного устройства.

Для чего может использоваться электроэнергия в гараже?

Площадь среднестатистического гаража сопоставима с комнатой в квартире или жилом доме. Но в отличие от бытовых объектов, здесь в относительно небольшом пространстве скомпоновано большое количество мощных энергопотребляющих агрегатов и оборудования. При разработке проекта электрощита для гаража важно обеспечить возможность безопасного и надежного подключения всех этих устройств, с бесперебойным питанием и исключением аварийных ситуаций.

Необходимо учесть следующие условия:

  • организацию эффективного общего освещения – окна чаще всего отсутствуют, а при обслуживании автомобиля или выполнении других работ нужно добиться хорошей освещенности помещения; осветительные приборы удобнее разбить на группы, с выделением отдельных автоматов для боковых и верхних светильников, управлением лампами, установленными в локальных зонах объекта; при таком подходе, если одна из линий выйдет из строя, сохранится возможность работы других схем;
  • нужно подключить электрические станки и другие энергоемкие устройства, обеспечить подсветку в этих рабочих зонах;
  • по соображениям безопасности, в яме для обслуживания автомобиля требуется организация низковольтного освещения;
  • в различных местах устанавливают и подключают розетки для питания дрелей, болгарок, другого электрифицированного инструмента; для локальной подсветки с использованием переносок нужны точки подключения на 12 или 24 В; разъемы этих коммуникационных узлов должны отличаться от вилок на переменное напряжение 220 В, чтобы исключить случайное подсоединение устройств, не рассчитанных на указанную нагрузку;
  • может потребоваться принудительная вентиляция, чтобы создать в гараже безопасные условия для проведения ремонтных работ.

Сборка электрощитка для гаража осуществляется, с учетом перечисленных условий. Важно обеспечить раздельное подключение различных потребителей по назначению, мощности и расположению. При этом придерживаются норм, регламентированных действующими правилами – ПУЭ.


Для чего используются низковольтные сети на 12 В?

Выше уже отмечалось, что подача напряжения 12 В необходима для организации освещения в смотровой яме, для переносных осветительных приборов. Также такая нагрузка может потребоваться для работы некоторых низковольтных устройств.

По нормам ПУЭ, подача напряжения не выше 50 В необходима для следующих категорий помещений:

  • особо опасных, с уровнем влажности более 100 процентов, при наличии химически активной среды;
  • при повышенной опасности – если сырость достигает 75 процентов, в воздушном пространстве присутствует пыль из токопроводящих частиц, а полы выполнены из материалов, проводящих электрический ток, в условиях повышенной температуры или риска одновременного касания агрегатам под напряжением и поверхностям конструкций, являющихся проводниками электротока;
  • неопасных, если возможно присутствие любых рисков, рассмотренных в предыдущих пунктах перечня.

Смотровую яму по сочетанию указанных факторов стоит отнести к объектам особой опасности. Иногда владелец устраивает там бытовой подвал, на который также распространяются описанные обстоятельства. Это важно учитывать при сборке щита для гаража.

Здесь присутствует и повышенная влажность, опасность поражения электрическим током в условиях тесноты при повреждениях осветительных приборов на 220 В. Предупредить опасную ситуацию можно использованием удобных переносных светильников на 12 В. Выпускаются разнообразные переноски для любых целей. При этом важно понимать, откуда можно получить это низковольтное напряжение для подключения этих систем.

Прежде приходилось собирать самодельные преобразователи из понижающего трансформатора с простым выпрямителем в виде диодного моста. Также этот комплекс включал электролитический конденсатор значительной емкости. Ввиду больших размеров эта конструкция требовала место для размещения. Поскольку использовались лампы накаливания, нужно было применять мощный трансформатор, с отдельным расположением блока питания, что не слишком удобно, либо использованием масштабного электрощитка.

Несмотря на перечисленные недостатки, трансформаторный преобразовательный блок обеспечивал достаточную надежность.

Сегодня эту задачу можно решить намного проще. Можно незначительно переделать компьютерный блок питания, который будет выдавать необходимые 12 В, с преобразованием напряжения из стандартных 220 В. Но для сборки и установки такого устройства в щите гаража требуется привлечение компетентных электронщиков, чтобы правильно подобрать модель, корректно изменить конструкцию. Некоторые исполнения критичны к недостаточной нагрузке, работе в холостом режиме. При грамотном подходе можно подобрать удобный и безопасный модуль для преобразования нагрузки и выдачи 12 В.

Кроме указанных средств возможно применение следующих вариантов:

  • автономного компьютерного источника бесперебойного питания, который можно скомпоновать с автомобильной аккумуляторной батареей; в электрощитке такое оборудование разместить сложно, поэтому этот комплекс чаще размещают отдельно на стеллаже, в шкафу или тумбе; ИБП не реагируют отрицательно на недогруз, но для рациональной организации схемы не помешает консультация специалиста;
  • специализированного импульсного блока питания, монтируемого на ДИН-рейке в щите; важно учесть размеры этого устройства, чтобы понимать, какое количество стандартных модулей по 17,5 мм потребуется выделить; также не помешает изучить возможность подключения светильников на светодиодах, поскольку отдельное оборудование рассчитано исключительно на работу с автоматической аппаратурой.

Не обязательно размещать импульсный блок питания на электрощите. Под это устройство можно выделить место рядом, если купить модель, закрытую специальным кожухом, что исключает случайное прикосновение к токоведущим частям. При таком подходе допускается возможность монтажа преобразователя на боковой или нижней стенки коробка щитка гаража. Ширина большей части моделей БП не превышает 98 мм. При этом корпус электрощита чаще выполнен глубиной 120 мм и больше, что оставляет достаточное пространство для размещения указанного оборудования.

Функциональные модели импульсных блоков питания оснащены следующими компонентами:

  • входными и выходными клеммами для подключения проводников;
  • предохранительными устройствами, реагирующими на короткое замыкание или перегрузку;
  • регуляторами напряжения на выходе для установки необходимых характеристик, в зависимости от конкретной ситуации, чтобы компенсировать потери на линиях значительной протяженности.

Импульсный блок можно безопасно и удобно интегрировать в электрический щиток. Это позволит сэкономить свободное пространство, а главное – обеспечить безопасность и надежную подачу низковольтного напряжения.

Не стоит забывать, что при выборе устройства для преобразования напряжения в 12 В важно добиться соблюдения безопасных условий. А расположение блока питания непосредственно в электрическом щите как можно лучше способствует достижению указанной цели.

При корректном подборе, использование компьютерных модулей или ИБП не менее эффективно, если расчет и монтаж выполнены профессионально. По принципу действия и элементной базе, данные устройства не уступают импульсным блокам.

Еще одно важное условие – расчет преобразователя низковольтного напряжения для гаражного электрощитка, исходя из потребной мощности. Для этого суммируют показатели по оборудованию, на которое подается нагрузка. Итоговое значение стоит принять с запасом от 30 до 50 процентов. Это необходимо по следующим причинам:

  • нередко производители, особенно китайские, в описании несколько завышают фактические характеристики;
  • это снизит нагрузки на оборудование, чтобы продлить срок службы и обеспечить надежность.

В качестве розеток для точек подключения низковольтных переносок можно использовать разъем автомобильного прикуривателя. Это исключит опасность случайного подключения прибора на 220 В, позволит применять в гараже ту же лампу для подсветки, что и для автомобиля, с соответствующим штепселем.

Но важно не использовать это гнездо для автомобильного компрессора, поскольку мощности блока питания на этот агрегат может не хватить. Покупка для данной цели более дорогого энергоисточника экономически и технически не оправдана. Проще подключить компрессор через аккумулятор автомобиля, с восстановлением заряда АКБ с помощью эффективного зарядного устройства.

При выборе преобразователя следует учитывать, что модель для монтажа в корпусе электрощитка компактнее и дороже, по сравнению с аналогом для установки на ДИН-рейке. Поэтому проще подобрать «реечный» вариант, чтобы сократить расходы и обеспечить удобство обслуживания. Обычно места для этого вполне достаточно.


Нужно ли заземлять электрическую проводку в гараже?

Если проверить старые кооперативные гаражи, построенные в советские времена, можно увидеть, что большая часть этих объектов электрифицирована без заземления. Аналогичная ситуация для вариантов, расположенных отдельно и запитанных от воздушной линии электропередач, с которых подведен лишь фазный и нулевой провод.

Современные электротехнические нормативы не допускают подобных нарушений. Отсутствие заземления при сборке щита для гаража может привести к серьезным поражениям людей электрическим током. В то же время заземлить электропроводку очень просто, а реализация этого мероприятия не потребует значительных ресурсов. Это тем более удобно, что комплектация любого электрощитка, включая гаражный, содержит заземляющую шину, чтобы можно было подключить защитный проводник РЕ.

Заземление в гараже, как и во всех других объектах, применяется в защитных целях, чтобы избежать воздействие на человека электрического тока. Известно, что электроток течет в направлении, в котором сопротивление наименьшее. Следуя из формулы в законе Ома, по мере снижения сопротивления R в знаменателе дроби возрастает ток (I=U/R). При пробое 220 В на корпус электрооборудования или металлические конструкции гаража, возможно неблагоприятное воздействие на человека при случайном прикосновении к этим элементам. При величине в 5 мА ощущается удар средней силы, 50 мА – представляет угрозу для жизни, 100 мА или выше – гарантированно приведет к летальному исходу.

Заземляющий проводник РЕ служит своего рода шунтом, предупреждающим течение тока через человеческое тело. Электроток уйдет в землю, поскольку сопротивление пути по этому направлению минимальное. Также при наличии заземления моментально сработают защитные устройства – УЗО и автоматические выключатели.

Не менее важно учитывать риски от накопления статического электрозаряда в конструкциях, которые не связаны с токоведущими элементами. Опасность особенно велика в отношении вентиляционных коробов, которые «электрифицирует» трение пылевых частиц в воздушном потоке, нагнетаемом вентилятором.

Риски для жизни здесь не слишком велики, но сохраняется опасный фактор иного рода. При возникновении случайного разряда от накопленной энергии искра может воспламенить горючие материалы, которые нередко хранятся в гараже – автомобильное топливо, смазку и пр. При наличии в воздухе опасной концентрации бензиновых паров не стоит даже исключать объемный взрыв. Конечно, это не отменяет того, что нельзя допускать критического скопления в воздушной среде легко воспламеняемых и токсичных испарений. Но наличие заземления при сборке электрощитка в гараже предупредит возможную чрезвычайную ситуацию.

Наиболее безопасная схема заземления для современной электропроводки – ТN-С-S. Эта система наиболее удовлетворяет условиям действующих нормативов, отличается простотой реализации.

При таком подходе нейтраль заземляют на трансформаторной подстанции, с подачей потребителям рабочего и защитного нуля (соответственно N и РЕ) по общему проводу РЕN. Если линия идет по воздуху, выполняются дополнительные промежуточные заземления по каждой опоре или с пропуском некоторых столбов. В этом случае возникший потенциал при повреждении изоляции отводится в землю.

При использовании системы ТN-С-S, от воздушной линии к гаражу подводится два провода – фазный (L) и нулевой РЕN с рабочим и защитным нулем. Далее второй из этих проводников нужно разделить на этапе до подключения рубильника или других коммутационных устройств. Для этого используется главная заземляющая шина. Далее проводится подача рабочего нуля на коммутационное оборудование, а защитного – на устройства для подключения потребителей.

В зависимости от особенностей расположения сооружения, электропроводку и щиток в гараже можно заземлить следующим образом:

  • для отдельного объекта – от опоры протягивают провод СИП на электрощиток с электросчетчиком и двухполюсным автоматом; провод разделяют непосредственно в шкафу для счетчика, с заводом в гаражное помещение уже трех проводников, для предупреждения хищения электрического тока;
  • для гаража, совмещенного с домом – если жилой объект заземлен, от него в гаражный блок протягивается провод из трех жил, с коммутацией в конечном щитке;
  • при расположении рядом с коттеджем (не дальше 30 м) – ситуация, аналогичная предыдущему пункту в перечне, без отдельной электрификации гаража; трехжильный кабель можно провести по воздуху или под землей, с подключением в гаражном щитке;
  • в виде бокса гаражно-строительного кооператива – соответствующее подключение должна обеспечить администрация этого комплекса; если заземляющий провод отсутствует, можно подать заявление о проведении отдельного трехжильного кабеля, с разделением от электрощита в гараже;
  • в составе ГСК как отдельное сооружение – при отсутствии защитного нуля придется монтировать собственный заземляющий контур.

При монтаже и подключении щита контакты заземления соответствующим образом обозначают, нанося маркировку на корпус.

УЗИП

В некоторых случаях потребуется наличие определенных дополнительных устройств безопасности в щите гаража. УЗИП используют для предупреждения импульсного перенапряжения, если ток подводится воздушной линией.

Устройство защищает от избыточной нагрузки при подключении мощных приборов, ударах молнии. Применяются модели с различными характеристиками. Выбор лучше поручить специалистам, чтобы не ошибиться с номинальными параметрами, обеспечить надежную и безопасную работу оборудования.

Подбор автоматических выключателей

Автоматический выключатель устанавливают на входе в электрический щиток гаража. Это устройство позволяет отключить подачу тока при перегрузке или коротком замыкании. Отключение может осуществляться автоматически или вручную, действием пользователя.

Важно корректно подобрать модели этих устройств по номинальному току, напряжению, с расчетом мощности при питании потребителей.

Выпускаются стандартные исполнения на 6–63 А. При недостаточной мощности АВ будет постоянно выбивать. Если запас избыточен, устройство не обеспечит своевременное отключение линии в случае необходимости.

При комплектации гаражных электрощитов могут потребоваться и другие устройства. Для точного подбора компонентов требуется привлечение профессионалов. «ЭлектроСборка» располагает специалистами высокой квалификации, которые могут эффективно решить задачи различного уровня сложности.

Рациональный подбор и монтаж щита электроснабжения для гаража обеспечит удобную и безопасную эксплуатацию электрического оборудования в этом объекте. Для этого необходимо тщательно спланировать состав устройств, в зависимости от характера решаемых задач. Поэтому комплектацию и сборку электрощитка в гараже лучше поручить специалистам.

Менеджер
Сергей
Менеджер-консультант
Консультация специалиста
Мы свяжемся с вами в течение 5 минут
Менеджер
Сергей
Менеджер-консультант
Оставить заявку
Мы свяжемся с вами в течение 5 минут
Менеджер
Сергей
Менеджер-консультант
Заказать расчет
Мы свяжемся с вами в течение 5 минут